27 октября 1914 года подорвался на мине и через несколько часов затонул британский линкор-сверхдредноут "Одэйшес" - самый крупный из боевых кораблей, погибших за всю предшествующую историю цивилизации.
Английские власти, понимая, какое морально-психологическое воздействие может оказать эта потеря на собственное население и население враждебных государств, решило не оглашать информацию о гибели линкора.
А чтобы у всех создавалось впечатление, будто "Одэйшес" по-прежнему в строю, в газетах время от времени стали появлятся упоминания о нем, как о действующем и несущем боевую службу корабле. Эта мистификация длилась вплоть до конца Первой мировой войны, а о потоплении линкора с указанием реальной даты было официально объявлено только 14 ноября 1918 года.
В этой истории удивляют две вещи. Во-первых, то, что столь огромный корабль длиной более 180 метров и водоизмещением почти 26 тысяч тонн пошел ко дну всего от одной морской мины, хотя подобные повреждения нередко выдерживали гораздо более мелкие суда.
Англичане объясняют это неисправностью части аварийных люков, которые не удалось задраить, чтобы предотвратить распространение воды по корпусу, а также - нерасторопностью и ошибочными действиями аварийных команд. В общем, от ошибок, поломок и раздолбайства, как говорится, никто не застрахован.
Но второй момент гораздо поразительнее: как англичанам удавалось более четырех лет скрывать "исчезновение" одного из мощнейших кораблей своего военно-морского флота с экипажем 900 человек? Тем более, что весь этот экипаж, за исключением одного случайно погибшего матроса, удалось спасти, а в спасательной операции участвовали крейсер "Ливерпуль", эсминец "Фьюри" и суперлайнер "Олимпик" (систершип знаменитого "Титаника"), на которых было свыше полутора тысяч моряков.
Общее же количество людей, которым, в соответствии с их служебными обязанностями, было известно о гибели "Одэйшеса", достигало нескольких десятков тысяч. И все они четыре года держали языки за зубами, не допуская утечки засекреченных сведений. Такое умение хранить тайны вызывает уважение. Впрочем, у нас умели прятать негативную информацию ничуть не хуже и даже гораздо дольше.
Вверху - английская почтовая открытка с изображением "Одэйшеса".
Одна из немногих довоенных фотографий линкора, вступившего в строй в августе 1913 года.
Эвакуация команды тонущего "Одэйшеса". На переднем плане - эсминец "Фьюри". Снимок сделан с палубы "Олимпика".
Комментариев нет:
Отправить комментарий